logo

Развлекательные игры в карты - Канаста


Канаста во многих своих формах является наиболее популярной игрой одной из двух основных разновидностей рамми, в которой задача заключается в наборе очков при объявлении, а «выход» считается второстепенным и обычно малозначительным фактором. Канаста представляет собой развитие многих второстепенных черт, присущих раму на 500 очков. Она возникла впервые в Уругвае, достигла зрелости в Аргентине и проникла в США в 1949 году, где с 1950 по 1952 год приобрела беспрецедентную популярность в истории карточных игр.

Слово «канаста» в испанском языке означает «корзина», что, возможно, связано с плетеными подносами для прикупа и сноса. Хотя такие разновидности как «боливия» были популярнее исходных форм канасты, мы прежде всего приводим описание наиболее раннего типа игры. Канаста имеет «официальные» правила, но лишь немногие следуют им в точности, исключая решение проблем с ошибками и нарушениями порядка розыгрыша.

ЧИСЛО ИГРАЮЩИХ. Четверо (двое против двоих). Популярна и форма для двух игроков, имеющая незначительные отличия. Были разработаны адаптации для трех, пяти и шести игроков, но они не привились.

КАРТЫ. Две обычных колоды по 52 карты с четырьмя джокерами (108 карт в общей сложности). Старшинство карт не устанавливается, так как секансы не учитываются. В то же время старшинство определяет розыгрыш партнеров и сдачи. При этом следуют правилам для контракт-бриджа.

СДАЧА. Каждый игрок получаст по семь карт, сдаваемых по одной. Как и в рамми, остальные карты становятся прикупом, с которого выкладывается лицевая карта, образующая начало колоды сноса.

ИГРА. Как в рамми, каждый игрок по очереди должен:

ПЕРВОЕ: взять карту с верхней части прикупа или с верхней части колоды сноса

ВТОРОЕ: объявить ее, если есть возможность и желание;

ТРЕТЬЕ: снести одну карту лицом вверх на колоду сноса — за исключением случаев выхода, когда снос можно пропустить.

Общая цель игры — набрать очки объявлением. Игра заканчивается, когда любой из игроков избавляется от последней карты путем объявления или сноса, или когда не останется ни одной карты, которую можно или нужно прикупить.

ДЖОКЕРНЫЕ КАРТЫ. Ими являются джокеры и двойки, которым можно придать любое достоинство при создании комплекта или при дополнении имеющихся комплектов.

ОБЪЯВЛЕНИЯ. Объявление состоит из трех или более карт одного достоинства (не менее двух натуральных карт и не более трех джокерных). Объявления нельзя составлять из джокерных карт и троек (См. ниже о «черных тройках»). Одна сторона не может объявлять более одного комплекта карт одного достоинства. После объявления одного комплекта игрок и его партнер должны отложить (добавить) все дополнительные карты того же достоинства на этот комплект. Игрок, когда подходит его очередь, может откладывать карты на свой комплект или на комплект партнера. Откладывать карты на комплекты противников нельзя.

ЧЕРНЫЕ ТРОЙКИ. Очередной игрок может объявить комплект из трех или четырех троек черных мастей только при выходе. Во всех остальных случаях черные тройки объявлять нельзя. Сбрасывание черной тройки вынуждает следующею игрока брать карты с прикупа — он не может прикупать с колоды сноса. Поэтому черные тройки называют «стоп-картами».

КРАСНЫЕ ТРОЙКИ. Красные тройки являются призовыми картами и в комплектах не объявляются. Если игрок обнаруживает в своей руке после сдачи красную тройку, он при подходе его очереди должен выложить эту тройку на стол лицом вверх и прикупить замену. Красные тройки, полученные при прикупе из колоды сноса (это ВОЗМОЖНО только при первом прикупе пачки сноса), также должны быть выложены на стол, но замена в этом случае не производится.

ОЧКИ. Каждая карга имеет свою «стоимость» в очках:
Каждый джокер — 50
Каждая двойка — 20
Каждый туз — 20
Каждый К, Д, В, 10, 9, 8 — 10
Каждая 7, 6, 5, 4 и черная тройка — 5

ПЕРВОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ. Первое объявление любой стороны в сдаче должно отвечать определенным требованиям первого объ¬явления, т.е. стоимость объявляемых карт не должна быть ниже заданного минимума. Этот минимум зависит от счета стороны в начале сдачи, набранного в ходе предыдущих сдач:

ПРЕДЫДУЩИЙ СЧЕТ........ ТРЕБОВАНИЕ
Минус -----------------------------------15
0-1495 ---------------------------------- 50
1500-2995 ----------------------------- 90
3000 и более ------------------------- 120

Если игрок берет колоду сноса в процессе составления первого объявления, он имеет право засчитать только верхнюю карту (которая должна быть объявлена) в сумму требования. Первое объявление любого из партнеров освобождает обоих от ограничений на игру («размораживает пачку»).

ВЗЯТИЕ КОЛОДЫ СНОСА. Когда игрок прикупает верхнюю карту сноса, он берет вместе с ней всю колоду (называемую пачкой). Взять одну верхнюю карту он может только при следующих обстоятельствах:

Прежде всего, игрок может взять одну карту из сноса, если имеет возможность объявить ее в ту же очередь. Он может объявить се с другими картами того же достоинства из своей руки и составить новый комплект или может отложить се на ранее объявленный комплект своей стороны. (Но он не может использовать ее при составлении комплекта целиком из карт, найденных в колоде сноса.) Подтвердив свое право на карту сноса, он забирает остальную колоду сноса в руку. При помощи этих карт он может впоследствии составить любые дополнительные комбинации для объявления.

Во-вторых, условия допустимости прикупа колоды сноса зависят от того, заморожена колода или разморожена.
Колода замораживается:

а) для одной стороны до осуществления ею первого объявления;

б)для обеих сторон: если содержит красную тройку или джокерную карту (когда красная тройка или джокерная карта вскрываются в качестве лицевой карты, или когда сносится джокерная карта).

Когда колода заморожена, ее можно взять только при условии объявления верхней карты с натуральной парой того же достоин¬ства с руки в новом комплекте. (Однако, если сторона уже объявила комплект такого достоинства, она также может взять колоду, ибо «новый» комплект тогда откладывается на старый). Когда колода размораживается, она может быть взята при условии включения верхней карты в комплект с натуральной парой, как указано выше, или откладывания верхней карты на комплект того же достоинства, объявленный ранее той стороной. Лишь немногие игроки в настоящее время допускают прикуп сноса без наличия натуральной пары.

КАНАСТЫ. Канаста — это объявленный комплект из семи или более карт. Она может быть натуральной или чистой, если содержит только натуральные карты. Канаста считается смешанной, если содержит от одной до трех джокерных карт. Высшей целью является составление канаст, ибо: а) они несут наибольшее число засчитываемых очков; б) сторона не может выйти, если не сформировала по крайней мере одну канасту. После составления канаста складывается в виде колоды с красной картой сверху, если она натуральная, и с черной, если смешанная. Натуральные карты с руки могут быть отложены на канасту; к ней могут быть добавлены джокерные карты, но не более трех.

ВЫХОД. Игрок выходит, когда он избавляется от последней карты руки, заканчивая тем самым игру. Он в этот момент может объявлять три или четыре черные тройки и ему нет необходимости проводить последний снос. Если никто не выходит к моменту разбора прикупа, игра продолжается до тех пор, пока любой из игроков может брать верхнюю снесенную карту (размороженной колоды сноса) и добавлять се к ранее объявленному комплекту (игрок считается под «форсингом»); или пока он может законно взять снос дли нового объявления.

Особое правило указывает, что игрок с ОДНОЙ картой в руке НС может брать «колоду сноса», состоящую только из одной карты. Игрок выходит тайно, если он объявляет свою руку целиком в одну очередь без объявления комплекта ранее. Он должен выполнить требования для первого объявления по числу очков и объявить не менее одной канасты, если его партнер этого не сделал. Игрок имеет законное право задать вопрос: «Могу ли я выйти, партнер?» Партнер должен ответить «Да» или «Нет» и спрашивающий обязан подчиниться. (Согласно другой традиции, ответ всегда должен быть «нет», а вопрос задастся только с целью предупредить партнера о необходимости объявить все, что возможно. Вопрос считается незаконным и штрафуется на сумму в 100 очков, если задавший его фактически выйти не может. Но практически установить это невозможно.)

ПОДСЧЕТ ОЧКОВ.

Счет ведется на бумаге и суммируется. Когда игра заканчивается, каждая сторона оценивает свой «основной счет» по следующей таблице:

За открытый выход - 100
За тайный выход - 200
За каждую красную тройку - 100
За каждую натуральную канасту - 500
За каждую смешанную канасту - 300

Если одна сторона получает все четыре красные тройки, их общий счет составляет 800 очков (вместо 400). Если сторона вообще не имеет объявлений, ее красные тройки уходят в минус. К своему основному счету сторона добавляет общую сумму очков всех объявленных карт. Из этого целого вычитаются суммы очков за все карты, оставшиеся на руках у обоих партнеров. Окончательная чистая сумма выписывается на листе и складывается с предшествующими показателями. Премия за игру не назначается. Расчет осуществляется по разнице между общими суммами.