logo

Игры для младших школьников - Лапта


Для этой игры нужны бита и мяч.

Бита — она же лапша — представляет собой или просто круглую палку, или палку с одним обструганным концом (чтобы было удобно держаться) и другим — обтесанным наподобие лопатки (ширина лопатки — примерно 7 см). Длина биты — 70-100 см, сечение — 3,5-4 см. Мяч может быть тряпичным, резиновым, теннисным.

Прежде всего два самых сильных игрока, именуемых матками, набирают себе команды. Происходит это следующим образом: пары сговаривающихся лодходят по очереди то к одному матке, то к другому и предлагают выбирать: ель или сосна? Вода или земля?

Слон или кит? Далее жребием определяется, какая команда будет бить и какая водить.

Поле для игры — просторная площадка длиной и шириной 40-60 м. (Границы поля лучше обозначить.) С одной стороны проводятся линия кона, за которой располагается партия бьющих. С другой — линия города. Игрока, который находится на кону или в городе, салить (пятнать) нельзя. Партия водящих располагается между указанными линиями.

Но вот играющие поделены на команды. Матка бьющих определяет порядок, в соответствии с которым члены его команды будут бить (и бежать), причем лучших бьющих он приберегает напоследок. Сам матка бьет в последнюю очередь, и если все бьют только по одному разу, то он — несколько раз (по условию).

Матка водящих расставляет своих игроков по полю. При этом он должен учитывать, где всего удобнее перехватывать летящий мяч, с какого места проще салить и т. д. После расстановки игроков матка обычно отправляется на кон, где он будет подавать мяч партии бьющих.

В начале игры, бьющий делает первый удар и, если он оказался сильным, бросает лапту и бежит со всех сил к городу. Здесь он решает, сможет ли он быстро вернуться на кон или оставаться в городе. Если он успеет благополучно возвращаться на кон, то становится снова в очередь бьющих.

Если он решает оставаться в городе, то ему приходится ждать, пока кто-то из его товарищей не сделает хороший, сильный удар, чтобы он успел вернуться на кон. Но удары не всегда бывают хорошими. Тогда ему лучше оставаться на кону и попытаться бежать вместе со следующим бьющим, если бьющий сделает хороший удар.

Иногда в городе и на кону скапливаются несколько игроков, не успевших сделать перебежку, а хорошего удара все нет. Приходит очередь бить матке, самому умелому. Своими сильными ударами он дает возможность закончить перебежки всем, кто не успел («выручает», «бьет, на выкуп»). Сам же он может бежать лишь со своим последним ударом. А вдруг этот удар не удался? Значит, теперь матке придется ждать, пока выручат, «выкупят» его те, кто бил уже прежде и кто, сделав перебежку, получил право бить снова.

Но, конечно, дела у бьющих вовсе не обязательно должны идти так гладко, как только что описано. Ведь игроки водящей, полевой партии тоже не дремлют. Когда кому-нибудь из них удается поймать мяч на лету, партии сразу меняются местами. То же происходит, когда мячом, поднятым с земли, удается осалить бегущего.

Отметим, что водящие могут перебрасывать мяч друг другу, стараясь, чтобы он попал к тому, кто с большей вероятностью может осалить бегущего (при этом попадание считается недействительным, если осаливший сошел с места после того» как получил мяч). Осалив игрока бьющей партии, соперники должны занять кон как можно скорее, так как теперь уже их могут засалить и они снова окажутся в прежней роли.

Всегда ли полевая партия должна стремиться засалить перебежчиков? Нет, не всегда. Порой очень велика опасность промаха, а вместе с тем к того, что мяч попадет к игрокам, стоящим на кону; когда они заберут мяч, всем, кто не успел сделать перебежку, предоставляется вполне безопасная возможность сделать это сейчас. Поэтому-то салят с осторожностью, и если риск промахнуться велик, предпочитают скорее перебросить мяч на кон подавальщику, чтобы тот быстро ввел его в игру.

Подавальщик и сам может салить, но только вот в каком случае: когда кто-то из тех, кто не успел сделать перебежку, от нетерпения срывается с места от удара (а подавальщик может сделать обманный жест, будто подбрасывает мяч, на самом деле оставляя его в руке), хотя бы одной ногой выходит из кона.

Такова схема игры. Конца она, в общем, не имеет. Партии до бесконечности могли бы меняться местами! Игра идет до тех пор, пока игроки не устанут.