logo

Подвижные игры для школьников - Крестословица или Эрудит


Эта игра развивает логическое мышление и обогащает словарный запас, эрудит у играющих.

Основа этой игры является составление необходимых слов из имен существительных в именительном падеже единственного числа. Можно применять и слова, которые имеют форму только множественного числа (ножницы, сани, щи, латы и т. д.), как при составление кроссворда.

Подобные игры существуют в разных странах, например, у американцев такая игра называется скрэббл. В нашей стране крестословица выпускается в промышленном варианте под названием «Эрудит».

В комплект игры входит 128 фишек с обозначенными на них буквами и цифрами для подсчета количества очков и три универсальные фишки (*) — без букв и без цифр. Игровое поле имеет форму квадрата (15 х 15), где разноцветные клетки расположены в определенном порядке, как показано на рисунке.

Правила игры

В игре играют два и более человек. В начале игроки договариваются до скольких очков играют и по жребию устанавливают, кто начинает игру. Кто первым наберет обусловленное количество очков, тот побеждает. Обязательное условие при составление и придумывание слов, это то, чтобы они читались по вертикали или по горизонтали. По вертикали - они должны читаться сверху вниз, а если по горизонтали - должны читаться слева направо.

 игра - КРЕСТОСЛОВИЦА ИЛИ ЭРУДИТ
Игра - Крестословица или Эрудит

Игроки на руках имеют по 7 фишек и за один ход каждый может придумывать несколько слов. Нельзя составлять новые слована на свободном месте без увязки с предыдущими словами. Слова, которые придумывают игроки, должны включать в себя букву или несколько букв соседних слов. Новое слово может включать в себя даже раннее составленное слово, например:

 игра - КРЕСТОСЛОВИЦА
Игра Крестословица - пример игры

Начало игры

- После того, как определились, кто начинает игру первым и кто ходит последним, последний игрок выкладывает фишки на стол оборотной стороной вверх и перемешивает.

- Каждый игрок по порядку берет по 7 фишек.

Процесс игры

- Первый игрок придумывает слово или по горизонтали, или по вертикали и пишет его так, чтобы какая-то его буква заняла центральную клетку поля, конечно же из своих фишек.

- Игрок подсчитывает и записывает полученные очки за придуманное слово (или слова) и дополняет недостающее количество фишек до 7 штук из кучки.

- Очередной игрок также должен придумывать новые слова, добавляя одну или несколько букв к слову или к буквам, расположенным на поле и после этого также дополняет свои фишки до 7 штук.

- Если игроку попалась универсальная фишка (*), то он может поставить ее вместо любой буквы и все запоминают значение этой буквы. Очередной игрок может заменить эту фишку на действительную букву, если она у него есть, а универсальную должен использовать в этом же ходе, например:

КРЕСТОСЛОВИЦА
здесь : *=Т

- Игрок, который не смог (или не желает по тактическим соображениям) составить ни одного слова, сказав «меняю», имеет право заменить любое количество фишек (от 1 до 7) на новые, пропуская свой ход.

- Играют до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не наберет установленное количество очков, например, 200 (при этом игрокам, имеющим право очередного хода, дается возможность выставить свои фишки и набрать дополнительное количество очков).

Подсчет очков

1. Сумма очков каждого хода игрока складывается из: а) суммы очков букв составленных слов; б) премий, получаемых за размещение букв на премиальных клетках.

2. Премиальные клетки для буквы. Количество очков буквы, расположенной на зеленой клетке, удваивается, на желтой утраивается.

3. Премиальные клетки для слов. Если одна из букв слова расположена на синей клетке, то сумма очков всего слова удваивается, на красной — утраивается. Если буквы слова одновременно расположены на премиальных клетках букв и слов, то сначала подсчитывается премия за букву, а затем — за слово.

4. Премии за букву и за слово засчитываются лишь тому игроку, который первым сумел занять премиальные клетки.

5. Каждый игрок, использующий за один ход все 7 фишек, получает дополнительную премию в 15 очков.

Допускается по договоренности играющих вносить свои изменения в правила игры, например, играть на время или с ограничением времени на обдумывание ходов и др.

Количество фишек

* - 3
А - 10
Б - 3
В - 5
Г - 3
Д - 5
Е - 9
Ж - 2
З - 2
И - 8
Й - 4
К - 6
Л - 4
М - 5
Н - 8
О - 10
П - 6
Р - 6
С - 6
Т - 5
У - 3
Ф - 1
Х - 2
Ц - 1
Ч - 2
Ш - 1
Щ - 1
Ъ - 1
Ы - 2
Ь - 2
Э - 1
Ю - 1
Я - 3

Численные значения букв

А - 1
Б - 3
В - 2
Г - 3
Д - 2
Е - 1
Ж - 5
З - 5
И - 1
Й - 2
К - 2
Л - 2
М - 2
Н - 1
О - 1
П - 2
Р - 2
С - 2
Т - 2
У - 3
Ф - 10
Х - 5
Ц - 10
Ч - 5
Ш - 10
Щ - 10
Ъ - 10
Ы - 5
Ь - 5
Э - 10
Ю - 10
Я - 3